Тайна смерча. Сделан еще один шаг в исследовании гравитации.

03 января 2014, 12:44

Тайна смерча. Сделан еще один шаг в исследовании гравитации.

Тайна смерча. Сделан еще один шаг в исследовании гравитации.

Семья фермера сидела в комнате деревянного дома. Внезапно налетел смерч, и пос­ле него от дома остался... толь­ко пол. В центре по-прежнему сидели ошеломленные люди, а на столе, как ни в чем не бы­вало, стояла стеклянная лампа. Произошло это в американском штате Оклахома.

А вот подмосковная история. Женщина с тремя детьми шла по полю. Смерч отбросил двоих сыновей в канаву, а третьего подхватил и унес. Его нашли на следующий день в Сокольниках, живого и невредимого, за пол­тора десятка километров от Мы­тищ, где он был поднят...

Эти случаи взяты из книги известного советского ученого, академика Д. Наливкина «Смерчи.» Немногие природные явле­ния столь же труднообъяс­нимы и загадочны, как смерчи. Их огромная подъемная сила по словам автора, представляет собой далеко не ясный вопрос. Смерч, превративший крепкий дом в груду обломков, перено­сит на километры стог сена, даже не растрепав его. Кухон­ный шкаф с посудой после воз­душного путешествия плавно опускается на землю, и стекло остается цело. «Какие силы дей­ствуют внутри смерча, каковы причины разрушений — почти неизвестно»,— пишет академик.

Работа, проделанная кандида­том технических наук Г. Талалаевским, позволяет взглянуть на это загадочное явление с по­зиций современной науки.

Людей веками поражала способность смерчей поднимать в воздух и переносить на боль­шие расстояния тяжелые пред­меты. До сих пор в науке не было удовлетворительного объ­яснения этого,— говорит Генрих Владимирович,— Область низко­го давления в столбе смерча, разреженный воздух внутри не­го? Но тогда все живое, попав туда, должно погибнуть. Кроме того, смерч ведет себя доволь­но непоследовательно: не всегда он поднимает предметы в воз­дух — порой, наоборот, на его пути все вмято в землю, будто здесь прошел тяжелый каток.

Но лишь наблюдая за смер­чем, мы не приблизимся к раз­гадке механизма его действия. Надо обратиться к традицион­ным физическим опытам. Преж­де всего: смерч — это огромный воздушный столб, который вращается с большой скоростью.

Вращение и тяготение... Есть ли между ними связь? Меняет­ся ли сила притяжения между двумя телами, если хотя бы од­но из Них вращается?

Известный закон всемирного тяготения ответов на эти вопро­сы не дает: ведь Ньютон рас­сматривал физическое тело как точку, в которой сосредоточена вся его масса. Естественно, что вращение точки, не имеющей радиуса, не может привести ни к каким последствиям. Между тем на практике мы видим дру­гое.

Возьмем такой давно извест­ный в авиации прибор, как ги­роскоп. Его главная деталь — массивный диск, который вра­щается с большой скоростью. Английский физик Э. Лейтуэйт проделал с ним ряд опытов и в 1975 году опубликовал резуль­таты в научном журнале «Элэктрикэл ревю». Как выяснилось, с увеличением скорости враще­ния гироскоп теряет вес! Более того: если скорость превысит определенную критическую ве­личину, то прибор приобретает отрицательный вес, то есть уже не притягивается к земле, а от­талкивается от нее.

Публикации об этих опытах были и в нашей печати. К сожа­лению, профессор не смог до­статочно строго объяснить за­меченное им явление.

Если речь идет о враще­нии, то, наверное, феномен проявляется не только в гиро­скопах?

Конечно. Возникли вопро­сы, например, у геофизиков. Ведь Землю тоже можно рас­сматривать как гигантский ги­роскоп. Но только вращается она, как теперь установлено, неравномерно. Советские, фран­цузские и немецкие ученые про­вели сверхточные гравиметриче­ские измерения в обсерваториях Севра, Потсдама, Ледово (близ Москвы) и Новосибирска. На основе этих измерений член-корреспондент АН СССР Н. Парийский обнаружил, что сила тяготения с увеличением скоро­сти вращения уменьшается и, наоборот, растет, если наша планета замедляет вращение.

Мне удалось с помощью ма­тематики теоретически обосно­вать этот парадокс.

— В чем суть вашей тео­рии?

— Мы привыкли к тону, что поле тяготения и поле враще­ния имеют одну природу. На этом основаны законы механики, из этого исходил и Эйнштейн в своих «Основах тео­рии относительности». На са­мом же деле хоть между наз­ванными явлениями много обще­го, есть и существенные разли­чия. В 1970 году на них указал известный американский физик, лауреат Нобелевской премии Л. Бриллюэи г. книге «Новый взгляд на теорию относитель­ности».

Моя теория позволяет по-но­вому взглянуть на привычные истины. Из нее вытекает новый общий закон материального ми­ра — закон различил природы поступательного и вращательно­го ускорений. Владея этим зако­ном, мы научимся управлять гравитацией, по своему усмот­рению изменять притяжение Земли в нужной нам точке. Много тысячелетий люди могли об этом только мечтать.

Но прежние достижения нау­ки при этом, как правило, не отвергаются. Мы лишь обозна­чаем те границы, в которых они справедливы, и показываем, что происходит за этими грани­цами. А там — принципиально новые выводы. В частности, не исключается возможность поле­тов со сверхсветовыми скоро­стями... Впрочем, кого интере­суют подробности, тот их мо­жет найти в моей теории двухпредельности, опубликованной, в частности, в трудах МГУ под эгидой 11-й гидрологической сессии ЮНЕСКО в 1980 году,

— А как же все-таки обсто­ит дела со смерчами? Какие силы действуют внутри них?

— Те же, что и в упомянутом гироскопе. Для смерча радиусом 30 метров критическая линей­ная скорость вращения состав­ляет примерно 300 метров в секунду. Но, по данным акаде­мика Наливкина, скорости могут достигать и сверхзвуковых зна­чений — например, 400 м/сек. В этом и разгадка огромной раз­рушительной силы смерчей: если, что попадает в его «хобот» или находится вблизи, резко теряет в весе, а то и приобретает от­рицательный вес. Поэтому даже очень тяжелые тела могут подниматься высоко в воздух.

Объяснимы и другие особен­ности поведения смерчей. Д. Наливкин описывает случай, ког­да после прохождения смерча в его центральной части трава бы­ла не вырвана, как это часто бывает, а вдавлена в землю.

Дело в том, что картина иска­жения гравитационного поля при вращении сложна. Если на пе­риферии тела его вес убывает, то в центре вращения он резко растет. В результате в центре смерча движется мощный нис­ходящий поток воздуха. И мало того, что предмет, попавший под него, сам прибавит в весе — он будет раздавлен этим потоком.

Эффект увеличения веса в центре вращения помогает по­нять некоторые космические процессы. Например, концентра­ция материи в центре космиче­ского газового облака в виде ядер галактик, звезд и планет подтверждает вихревую модель формирования Солнечней систе­мы, предложенную академиком Н. Шило.

— Генрих Владимирович, а какие земные задачи помо­жет решить ваша теория?

— Если мы имеем дело с вра­щением и хотим достаточно пол­но описать физические процес­сы, которые при этом происхо­дят, то трудно обойтись без сов­ременных представлений о приро­де гравитации. Поскольку мы на­чали разговор со стихийных бед­ствий, то приведу такой пример. Рассчитав критическую скорость вращения воздушных масс над океаном, мы сможем с высокой степенью вероятности прогнози­ровать, например, возникновение тайфунов. Стоит ли говорить, что это значит для мореплавате­лей и жителей прибрежных рай­онов?..

Беседу вел

Е. КРУШЕЛЬНИЦКИЙ.


КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

Загадка гравитации — одна из старых научных проблем, волнующих человечество уже не одно столетие. Многие поко­ления ученых мечтали о том, чтобы познать природу земного притяжения, научиться им управлять. Вполне естественно, что каждый новый шаг в этом направлении не остается незамечен­ным, С этой точки зрения работа Г. В. Талалаевского представля­ет большой интерес как в теоретическом, так и практическом плане. Даже если говорить о ней лишь в связи с такими природны­ми явлениями, как тайфуны и смерчи, то и тут можно отметить, что исследование природы этих стихийных бедствий имеет очень важное значение. Как известно, смерчи и тайфуны наносят че­ловечеству огромный вред. По данным ЮНЕСКО, он превышает ущерб от землетрясений и извержений вулканов. Между тем ме­ханизм их действия до сих пор не раскрыт.

Ценность теории заключается, в частности, в том, что она по­зволяет расширить наши представления о природе разрушитель­ных сил, действующих в крупномасштабных вихрях. Зная это, мы приближаемся к возможности управления гравитацией.

Следует, однако, подчеркнуть, что значение этой новой теории выходит за рамки ее нынешних приложений. Таким образом, раскрытие закономерностей, присущих гравитационным силам, представляет собой крупное достижение отечественной науки. Работа Г. В. Талалаевского недавно была рассмотрена на мето­дологическом семинаре физического факультета МГУ и одоб­рена как перспективная.

П. ОЩЕПКОВ, заслуженный деятель науки и техники, заслуженный изобре­татель РСФСР, доктор технических наук, профессор.

Э. РЕЙХРУДЕЛЬ,

доктор физико-математических наук, профессор.

МОСКВА.

Газета «Труд»


Новости по теме: Торнадо

Предыдущие статьи категории «Торнадо»

Смерч. Заменит ли он АЭС?

Смерч. Заменит ли он АЭС? О чудовищной силе смер­чей слагались легенды. Са­мым пугающим казалось то, что из двух стоящих рядом деревьев смерч может с кор­нем вырвать одно и не тро­нуть листа на другом.
Комментарии к этой заметке больше не принимаются.
Все заметки категории «Торнадо»