Бетонная лодка с чугунными веслами.

Этого человека мне, редакционному «специалисту» по полезным ископаемым, прислал сам Бог. Или черт. Или тот и другой в кооперации. Он был похож на мультипликационного зайца, который занудно учил своих соплеменников, как правильно есть морковку. В данном случае речь шла о том, как правильно топить печь.
Мы-то как думаем? Бросил сухих дровишек, поджег их берестой, а когда разгорятся, насыпал на них уголька. И жди, пока плита не станет малиновой с искорками, а в доме тепло и уютно. Оказывается, нет. Мой нечаянный собеседник будто специально приехал из Змеиногорска, чтобы доложить всему честному алтайскому миру, что никто в нем ничего не понимает в истопническом деле, а он один знает секрет, как быстро и жарко натопить печь чтоб ужин сварить да еще до следующего рассвета тепло осталось.
Честно говоря, я к великому открытию моего визави отнесся со скепсисом. Уловив мою иронию, он загорячился: «Вот так всегда! Люди не дослушают, не разберутся, а уже отмахиваются. Глупые, самонадеянные...».
Нет, я не хотел вышучивать Ивана Васильевича Переясловского, геолога-угольщика, главного геолога Рудно-Алтайской экспедиции (РАЭ). И все же какие-то аналогии с райкинским Мишей Фарадеем, шукшинскими «чудиками» напрашивались.
Ну что ж, давайте послушаем и разберемся.
А суть предложения Ивана Васильевича проста, как правда. На свете существует большое число марок угля, и сегодня, когда рынок развязал руки непорядочным людям, а проще говоря, жуликам, посредникам и самим угледобытчикам, желающим за блестящую медяшку выручить как за золото, нам, потребителям, как никогда, надо знать, что мы берем на истопку. То есть выучить самые азы углеведения.
Начнем с того, что антрацит и коксующийся уголь не берем сразу. Первый хоть и высококалориен, но горит медленно, а добывается в Новосибирской области. Коксующийся тоже не годится, потому как в топке плавится и спекается, образуя «шапку» и мешая горению. С ними, следовательно, решено.
Бурые, землистые и торфо-подобные, марки 1Б тоже лучше обойти. Горят они хорошо, но тепла от них, как от козла молока. Другое дело - ЗБ. Они и по цвету похожи на черный каменный уголь, и по калорийности - теплота сгорания 4500 ккал/кг. То есть если первого надо для нормального тепла в ломе две тонны, то второго чуть не вдвое меньше. Да, еще одно: бурые плохо хранятся и не терпят перевозки.
Еще лучше топить печку кузбасским каменным углем марок Д, ДГ, Г. Так мы и поступаем, поскольку он составляет большую часть всех объемов. Тут и теплота сгорания в 1,5-2 раза выше, чем у бурых, и горит хорошо и долго. Одна беда - сильно коптит. Другая - дороже. Если, скажем, такой уголек везти в Солтон, где добывается бурый уголь, то уж лучше топить солтонским бурым.
Лучше всего, конечно, высокометаморфизированные -марок СС и Т. Если у них 7000 ккал/кг, то выходит, что вместо трех тонн марки 1Б можно купить полторы томны такого и беды не знать всю зиму. И жаркий, и не коптит, и медленно горящий, и жар в печи сохраняется до полусуток. Вот так-то. Значит, перед походом на угольный склад проштудируйте еще раз марки и выбирайте там не глыбы по полцентнера, но и не пыль - нормальную фракцию, с детский кулачок. И еще: покупайте сортированный уголь, а то навалят вам мусора, будете всю зиму маяться да шлак по три раза на дню на дорогу выбрасывать.
Конечно, эти рекомендации всю проблему не решают, потому что дети мы, дураки - слишком просто поддаемся обману. А околпачить нас в рыночной неразберихе охотников много. Вот и напоминает наше плавание по рынку дырявую бетонную лодку с чугунными веслами.
А Ивану Васильевичу Переясловскому я сказал, что сегодня по городам и весям России ходит огромное число спасителей человечества, только у них принцип: спасу - не спасу, а деньги вперед. Он на это почти обиделся. И сказал, что если ему не верю, могу у людей поспрашивать. Тем, кто следует его советам. И благодарит Переясловского за его машинописные памятки, распространяемые просто так, по доброте, за консультации и беседы. А в рубцовском «Агросервисе», более того, уголек уже не обезличен, а складируется по маркам и сортам, а у черных буртов щиты с информацией о марке и качестве. Надо бы, конечно, брошюрку издать да массовым тиражом, чтоб не дурачили нас разные угольные жучки-перекупшики. Да только вот спонсоров нет для такой книжицы. Не станут же ими те самые жучки...
Тогда наша газета делает второй вклад (первый принадлежит «Змеиногорскому вестнику», посвятившему предложениям Ивана Васильевича целую полосу). Вот в чем наш вклад. Дорогие читатели и потребители! Если вы дорожите деньгами в ваших карманах, запомните, как «Отче наш», такой расчет Переясловского:
...если принять расход наиболее распространенного у нас кузнецкого угля сорта ДР за единицу (1), то красноярского 2БР потребуется в 2-2,5 раза больше, семипалатинского ЗБР - в 1.4-1,6 раза больше.
А вот кузнецкие:
газовый ГР - в 1,2 раза меньше,
слабоспекающийся ССР - в 1,4-1,6 раза,
тощий рядовой ТР - в 1,3-1,5 раза,
слабоспекающийся сортовой и тощий сортовой ССПК, ССКО, ТПК, ТКО - в 1.6-2 раза меньше.
Так что думайте сами, решайте сами. Есть, правда, загвоздка. В районах сегодня уголь потребителям дотируется, и потребитель жестко привязан к поставщику этой вот уступкой в 60 процентов цены. Но не век же будет в России и на Алтае финансовая неразбериха. Запомните на будущее. Зим-то впереди еще много. А мне остается вслед за моим горячим собеседником Иваном Васильевичем Переясловским пожелать вам повальной угольной грамотности и бережливости в наших скромных, вечно поющих романсы финансах.
Валерий Максимов.
Газета «Алтайская правда»
№24 от 30 января 1999 г.
Комментарии к этой заметке больше не принимаются.